Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов
деятельности детей, обеспечивающая возможность педагогам эффективно развивать
индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем
активности, но самое главное, должна способствовать развитию самостоятельности
и самодеятельности детей.
В ДОУ для работы с детьми и детьми с ОВЗ
предусмотрены групповые комнаты, которые оснащены специальной мебелью, а также
специально приспособленные кабинеты (места): учителя-логопеда,
педагога-психолога. А, так же, — музыкально-спортивный зал. Педагоги МБДОУ д/с комбинированного вида
№ 1моделируют предметно-развивающую среду, исходя из индивидуальных
особенностей и возможностей воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и
детей-инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для организации
образовательной, игровой, оздоровительной деятельности детей с особыми
образовательными потребностями в ДОО имеется коррекционное оборудование:
массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие
спортивные модули, мягкие маты.
В групповых помещениях присутствуют
элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую
деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с
ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся
(сжимающиеся и расширяющиеся) по объему.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Кабинет учителя-логопеда |
Кабинет (место) для
логопеда оснащен специальным оборудованием для развития и коррекции
нарушений: зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и подгрупповых
занятий с детьми. Учебно-методические пособия: а) для
коррекционной логопедической работы: по
звукопроизношению(речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков,
картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие
тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото и др); а) картотеки:(артикуляционная
гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры,
наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки,
чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации. б) пособия и
материалы:на развитие дыхания(свистки, дудочки, воздушные
шары, вертушки, мыльные пузыри);на развитие мелкой
моторики(матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты);по
обучению грамоте(настенная азбука, кассы букв и слогов,
предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции
звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза. |
|
|
Кабинет педагога-психолога |
Педагог-психолог в кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые
занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития
воспитанников, диагностику психологической готовности ребенка к обучению в
школе и консультации для родителей. Деятельность
педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране
психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального
благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого
ребенка. Учебно-методические
пособиядля обследования и развития интеллекта, развития памяти,
внимания,мышления:(счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной
конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие пособия и игры
для формирования логики, восприятия, координации движений,
мелкой моторики. |
|
|
Музыкально-спортивный зал |
Оснащен необходимым оборудованием: музыкальный центр, телевизор,
DVD-проигрыватель, интерактивная доска. Подобрана фонотека, ауди - пособия,
необходимые для художественно - эстетического развития детей. В зале имеется
стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые
для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование -
гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени
разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь - мячи, мешки
с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры,
скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, беговые
дорожки, фитболы, массажные мячи, баскетбольное кольцо, массажеры для
развития координации, силы, выносливости, гибкости, совершенствования функций
внимания и восприятия, маты, тоннель. Оборудование и инвентарь соответствует
правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики,
СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо -
физиологическим особенностям детей, их возрасту. Зал оборудован специальными
техническими средствами для детей инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья, крупные игровые пособия и дидактические материалы. |
||
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В
групповых помещениях пространство организовано таким образом, чтобы было
достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью. Помещения групп
детского сада оснащены современной, безопасной, экологичной детской и игровой
мебелью, с учетом возрастных особенностей детей и соответствующими современными
требованиями. Мебель целесообразно расставлена относительно света и с учетом
размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной,
самостоятельной деятельности дошкольников. Развивающая предметно-пространственная
среда в группах формирует игровые навыки у детей и способствует развитию
личности дошкольника. Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ
регулярно обновляется в соответствии с ФГОС ДО, возрастом детей и санитарными нормами.
Пространство каждой группы разделено на функциональные зоны с большим
разнообразием игр, игрушек в соответствии с возрастом детей, наличием мест для
самостоятельных игр и уединения ребёнка. Развивающая предметно-пространственная
среда в группах постоянно обновляется. В группах имеется достаточное количество
развивающих игр, много разнообразного дидактического материала. Дошкольники
должны много двигаться, поэтому в помещениях каждой возрастной группы имеется
всё необходимое для развития двигательной активности детей:
-спортивные уголки
(кегли, мячи, оборудование для зарядки и т.д.);
-наборы кукольной мебели, посуды, одежды для кукол, костюмов для
переодевания, машинки, коляски, «Парикмахерская», сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Путешествие», «Театр»;
-оборудованы центры для продуктивной деятельности: по
изодеятельности с материалами для рисования, лепки и аппликации,
конструирования, схемы и образцы изготовления поделок; уголки наблюдения и
экспериментирования;
-для речевого развития в
каждом групповом помещении подобрана художественная литература с яркими
иллюстрациями для детей, демонстрационные материалы по лексическим темам,
методические пособия.
Спортивно - игровое оборудование на территории ДОУ: домики -
беседки, песочница , качалки на пружинках, машинка горка, тропа здоровья.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду отдельного помещения библиотеки
нет, литература находитсявметодическом кабинете. Кабинет укомплектован
учебно-методическими пособиями, справочными
изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны всоответствии с образовательными областями:
социально-коммуникативное развитие, познавательное
развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
музыкально-спортивный зал |
Оснащен необходимым
оборудованием: музыкальный центр, телевизор, DVD-проигрыватель, интерактивная
доска. Подобрана фонотека, ауди - пособия, необходимые для художественно -
эстетического развития детей. В зале имеется стандартное и нестандартное
оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения
физкультурно-оздоровительной работы: мягкие модули, тренажёры
("Велотранжер", "Шагомер", "Скачки"),
степ-платформы, набивные мячи, спортивный комплекс (обруч, кольцеброс, кегли,
конусы, гимнастические палки и др.), массажные мячи, "дорожки
здоровья", фитболы, мат складной, кольцебросы, многофункциональное
пособие "Парашют".; спортивный инвентарь - мячи, мешки с песком,
обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки,
гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, беговые дорожки,
фитболы, массажные мячи, баскетбольное кольцо, массажеры для развития
координации, силы, выносливости, гибкости, совершенствования функций внимания
и восприятия, маты, тоннель. Оборудование и инвентарь соответствует правилам
охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН.
Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо -
физиологическим особенностям детей, их возрасту. Зал оборудован специальными
техническими средствами для детей инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья, крупные игровые пособия и дидактические материалы. |
|
Прогулочные
и спортивные площадки |
Спортивно
- игровое оборудование: домики - беседки, песочница , качалки на пружинках,
машинка горка, тропа здоровья.14 прогулочных площадок,
соответствующих возрастным особенностям детей, оборудованных металлическими и
деревянными игровыми конструкциями для проведения ОД по физкультуре. |
|
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения— это объекты, созданные человеком, а
также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в
качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и
обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
-печатные
(учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный
материал и т.д.);
-электронные
образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
-аудиовизуальные
(слайды);
-наглядные
плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
-спортивные
снаряды, мячи и т.п.
Наиболее
эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные
и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).
Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее
эффективным средством обучения и воспитания.
Средства
обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения
образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как
совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов,
обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в
оптимальных условиях.В МБДОУ д/с
комбинироанного вида № 1 имеются технические средства обучения коллективного и
индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья: - мультимедийная установка (проектор,
экран, ноутбук) -музыкальные центры - магнитофоны -портативная
колонка -тактильные средства обучения для организации коррекционно-развивающих
занятий. Во время проведения занятий с инвалидами и лицами с ОВЗ
применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения
уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Имеются электронные УМК, проводится подбор и разработка методических материалов
в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их
здоровья. Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном
процессе на общих, основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ
оборудованием.
Комплексное
оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность
организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и
самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению
Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная
средагрупп
содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и
безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и
потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности
детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для
уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры»,
«уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги,
игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все
предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет
дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня,
а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с
учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в
соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В
групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности
детей.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Обеспечение в МБДОУ д/с КВ № 1комфортных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность:
Территория ДОО соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям. Оборудование помещений ДОО и прилегающей к ней территории соответствует Паспорту доступности:
Главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте
Имеютсязвукоусилители для массовых мероприятий
Имеетсязона отдыха (ожидания), доступность питьевой воды.
Имеетсяналичие ипонятность навигации внутри организации.
Имеется надписи, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно - точечным шрифтом Брайля.
Имеетсяпомощь, оказываемая работниками организации, прошедшими необходимое обучение (инструктирование), по сопровождению инвалидов в помещении организации.
Имеетсявозможность предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому.
Имеетсяналичие альтернативной версии сайта организации для инвалидов по зрению.
В МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.
Специальные условия питания
Питание в детском саду является
полноценным, разнообразным по составу продуктов и полностью удовлетворяющим
физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах.
В нашем детском саду контроль
за организацией питания детей осуществляет заведующий детского учреждения,
заместители заведующей по ВМР и медицинский персонал.
Мы учитываем основные принципы рациональной
организации питания:
·строгое соблюдение времени и
интервалов между кормлением. Завтрак и ужин должны продолжаться 15-20 минут,
полдник 10-15 минут, обед 20-25 минут.
·количество приемов пищив день
должно быть равно: дети старше 4 лет-4 раза в день, последний прием пищи – не
позднее, чем за 2 часа до сна;
·правильноеколичественное и
качественное распределение пищи на отдельные приемы;
·введение в меню на полдник
кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериями;
·обогащение меню натуральными
соками, фруктами, свежей зеленью и овощами;
соблюдение
условий приема пищи и правил поведения детей во время еды.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание воспитанников
МБДОУ д\с КВ № 1осуществляет государственное бюджетное учреждение
здравоохранения "Кущевская центральная районная больница" на
основании договора.
Медицинское
обслуживание воспитанников включает в себя оказание медицинских услуг по
диагностике, профилактике заболеваний, включая медицинский осмотр перед
проведением прививок и проведение профилактических прививок, профилактический
осмотр, в том числе здоровых детей, и иные виды медицинских услуг,
предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Медицинские
услуги оказываются в рамках территориальных программ обязательного медицинского
страхования.
Медицинские
услуги воспитанникам оказываются при наличии действующего, оформленного в
соответствии с законодательством РФ полиса обязательного медицинского
страхования.
В
дошкольной организации созданы оптимальные условия для охраны и укрепления
здоровья детей, их физического и психического развития, в том числе для
воспитанников с ОВЗ.
-
рациональная организация двигательной деятельности детей (проведение занятий по
физическому развитию, спортивных праздников и развлечений; проведение утренней
гимнастики, гимнастика после сна; проведение физкультминуток, игр с движениями
в свободной деятельности);
-
обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;
-
ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;
-
включение в работу с детьми комплексов дыхательной гимнастики, пальчиковой
гимнастики;
-
организация сбалансированного питания;
-
ежедневный режим прогулок;
-
подбор мебели в соответствии с ростом детей;
-
кварцевание групповых помещений;
-
осуществление консультативно-информационной работы (оказание консультативной
помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения
здоровья и профилактическим мероприятиям для дошкольников - оформление папок,
ширм, письменных консультаций, информационных стендов, размещение информации на
официальном сайте детского сада);
-
формирование у детей, родителей (законных представителей), педагогов мотивации
к здоровому образу жизни;
-
привлечение родителей к участию в физкультурно - оздоровительной работе;
-
обеспечение условий для успешной адаптации дошкольников к детскому саду.
В
целях укрепления и сохранения здоровья детей в детском саду оборудованы и
функционируют:
-
спортивный зал;
-
прогулочные площадки, где созданы возможности для активной двигательной
деятельности;
-
медицинский блок, в состав которого входят медицинский кабинет, процедурный.
В
целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в детском
саду проводится антропометрическое измерение каждого ребенка, анализируется
заболеваемость и, по заключению врача, определяется группа здоровья детей.
В
нашей образовательной организации строго соблюдаются правила и меры
безопасности. Воспитателями ведется строгий контроль за охраной здоровья
воспитанников.
В
целях охраны здоровья детей в ДОО приведён в порядок и участок, на котором дети
гуляют. Ежедневно проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред
здоровью ребёнка. В помещениях, в которых находятся дети, ежедневно проводится
влажная уборка и проветривание. Воспитатели не только обучают детей и развивают
их умственные способности, но и следят за тем, чтобы здоровье детей не
пострадало, а наоборот крепло и улучшалось. Вся жизнедеятельность ребёнка в ДОО
направлена на сохранение и укрепление здоровья.Режим дня в ДОО соблюдается на
протяжении всего дня.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники МБДОУ д/с КВ № 1 не имеют доступ к информационным
системам и информационно-телекоммуникационным сетям.Количество компьютеров
в ДОУ, подключенных к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных
целей – 8шт. Ресурсы сети Интернет используются для взаимодействия с
родителями, обмена информацией с коллегами и в иной методической деятельности
сотрудников учреждения. Локальная сеть обеспечена доступом к сети
Интернет.Разработан и действует сайт ДОУ.Официальный сайт ДОУ
имеет версию для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Самостоятельный доступ
воспитанников к электронным образовательным ресурсам в ДОУ не предусмотрен.Основными задачами использования
электронных образовательных ресурсов при реализации программ является –
оптимизация педагогического процесса, повышение познавательной активности и
интереса у воспитанников. В ДОУ имеется Интерактивная доска для воспитанников
старшего дошкольного возраста.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
ИНФОРМАЦИОННО -
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ |
|
Министерство просвещения
Российской Федерации |
|
Министерство науки и высшего
образования Российской Федерации |
|
Федеральный портал
«Российское образование» |
|
«Единое окно доступа к
образовательным ресурсам» |
|
«Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов» |
|
«Федеральный центр
информационных образовательных ресурсов» |
|
КРАЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО -
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ |
|
Официальный сайт
Администрации Краснодарского края |
|
Министерство образования,
науки и молодежной политики Краснодарского края |
|
КОЛЛЕКЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ |
|
Сайт «Менеджер образования» -
портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений. |
|
Информационно-правовой портал
ГАРАНТ |
|
Российское образование
Федеральный портал |
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ -
ПОРТАЛЫ |
|
Сайт Рособразования |
|
Российский
общеобразовательный портал |
|
Институт развития образования
Краснодарского края |
|
Краснодарский
научно-методический центр |
|
Педагогические вузы России |
https://edunews.ru/universities-base/spisok/pedagogical.html |
Международная педагогическая
академия Дошкольного образования |
|
Портал «Музеи России» |
|
Образовательные ресурсы сети
Интернет |
|
САЙТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО |
|
Журнал Обруч |
|
Журнал Дошкольное воспитание |
|
Дошколёнок RU |
|
Фестиваль педагогических идей
"Открытый урок" |
|
Все новости образования |
|
Дошкольник |
|
Добрый сказочник (сценарии
праздников, сказки, аудио-сказки, музыка, детские песни) |
|
ДЕТСКИЕ САЙТЫ |
|
Детский портал «СОЛНЫШКО» |
|
МУЛЬТИ-РОССИЯ |
|
Теремок |
|
1001 Сказка |
|
Все для детей (раскраски,
песни, стихи, наглядный материал) |
|
Игровая комната |
|
Сайт для родителей |
|
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, ДЕТСКИЕ
ПРЕЗЕНТАЦИИ |
|
Сайт для детей «Твой ребенок» |
|
Презентации по всем
образовательным областям |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
ИНФОРМАЦИЯ
О НАЛИЧИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
· мультимедийный комплекс
· интерактивная доска
·
комплекс
интерактивных компьютерных игр и упражнения по развитию и коррекции внимания,
восприятия, памяти, мышления
· телевизор
· музыкалный центр
· музыкальная колонка
· наборы дидактических игр, раздаточный
материал, картинки для фронтальной, индивидуальной работы
· наборы для развития ориентировки в
пространства
· доска гладкая с зацепами
· доска с ребристой поверхностью
· степ-платформы
· массажные дорожки здоровья
· массажныемячи
· массажные дорожки
· маты
· мягкие модули
· сухой бассейн
· дидактическиеигрыдля
развития дыхания
· тренажеры - 3
· мячи разных размеров
· спортивные уголки